Этические принципы работы


Как выбрать психолога и психотерапевта?

Профессиональная деятельность консультанта и психотерапевта определяется не только его теоретическими знаниями и опытом, но и ответственностью перед клиентами. Клиент и консультант находятся также в разнообразных отношениях с другими людьми. Поэтому консультант и психотерапевт несет ответственность и перед членами семьи клиента, общественностью и профессиональным сообществом. Такая ответственность перед клиентом и обществом определяет важность соблюдения этических принципов при оказании психологической помощи.

Во многих странах созданы кодексы профессиональной этики, регламентирующие деятельность консультанта и психотерапевта. Также существуют этические комитеты при разных профессиональных сообществах, которые рассматривают жалобы на нарушение этих норм. Специалисты, правомерность жалоб на которых подтвердились, нередко лишаются лицензии и права осуществлять профессиональную деятельность.

Подобные кодексы и комитеты существуют и в России. Однако в связи с тем, что психологическая помощь развивается в нашей стране относительно недавно, нередко можно столкнуться с нарушением этических принципов. Так, например, «психологом» называет себя человек, который не имеет настоящего психологического образования (целители, экстрасенсы и проч.) С другой стороны, можно столкнуться с тем, что даже дипломированные специалисты совершают такие недопустимые ошибки в работе как манипулирование состоянием клиента, сексуальное домогательство и т.п.

Нарушение этических принципов превращает консультирование и психотерапию в мероприятие, не только бесполезное, но и способное ухудшить состояние человека, обратившегося за помощью.

Обобщая этические кодексы разных профессиональных сообществ, можно выделить следующие основные принципы работы консультанта и психотерапевта:


Принцип ненанесения ущерба
Специалист должен организовать свою работу так, чтобы она не наносила вреда здоровью, состоянию или социальному положению клиента. Он должен воздержаться от злоупотребления своим авторитетом, основанным на своей профессиональной роли и компетенции. Консультант не имеет права формировать зависимость от себя, а также злоупотреблять доверием клиентов с целью реализации своих личных интересов - эмоциональных, сексуальных, социальных или материальных.


Принцип информированного согласия
В начале процесса консультирования и психотерапии клиент должен вполне осознанно заключить устный «контракт». В нем оговариваются такие моменты как:


Принцип компетентности
Специалист обязан адекватно оценивать уровень и пределы своей профессиональной компетенции. В частности, он не имеет права вселять в клиента надежду на помощь, которую не в силах оказать, а также использовать недостаточно освоенные техники.


Принцип конфиденциальности деятельности
Специалист не имеет права разглашать любой материал, полученный в процессе работы с клиентом. Консультант обязан уважать право клиентов на доброе имя и сохранение тайны. Исключением из этого правила могут быть ситуации, когда есть непосредственная угроза жизни клиента или других людей, а также в случаях, когда специалисту необходима помощь коллег для повышения эффективной своей работы. В последнем случае для сохранения конфиденциальности вся информация, идентифицирующая клиента, изменяется или скрывается.


Принцип недопустимости двойных отношений
Во время и после окончания консультирования и психотерапии специалист должен поддерживать с клиентом только терапевтические отношения. Любые иные отношения (дружеские, социальные, деловые, сексуальные и т.п.) между специалистом и клиентом недопустимы.

Выбирая специалиста, ориентируйтесь не только его квалификацию, стаж работы, прохождение им личной психотерапии и т.п., но и этические принципы, которых он придерживается. Это поможет вам убедиться в том, что выбранный специалист окажет квалифицированную помощь.